Register

aslab16

«Меня всегда влекли пограничные ситуации. Тот невидимый шов, который делит мир на сферу реального и воображаемого… Литература именно такое место, где что-то заканчивается, а что-то начинается, где смешиваются жалость и радость, поскольку вы находитесь вне границ познания, вне территории логики, ощущая страх и любопытство одновременно».

(Горан Петрович)

Горан Петрович – один из наиболее читаемых современных сербских писателей, обладатель 17 национальных литературных премий [1]. Соотечественники уже причислили его к классикам сербской литературы. Между тем при всей огромной популярности Петровича собрать информацию о нем оказалось делом непростым: на русскоязычных сайтах нашлись биографическая справка, несколько интервью и рецензий на книги. Немного помогло обращение к сербским источникам. Впрочем, минимум пиара и отсутствие саморекламы не мешают писателю завоевывать читательскую аудиторию далеко за пределами Балкан. Его книги переведены на все славянские, французский, немецкий, итальянский, испанский, английский, венгерский, греческий, голландский языки.

Несомненно, Горан Петрович является одной из знаковых фигур современной мировой литературы благодаря глубине содержания и особой стилистике его прозы. Произведения писателя настолько ошеломляют своей образностью, что даже вызывают некоторый шок и подвергают интеллектуальной «перезагрузке». Они побуждают размышлять о магической силе слова, многомерности бытия, ответственности человека за последствия самых, казалось бы, незначительных высказываний и поступков…

Горана Петровича считают последователем Милорада Павича и Хорхе Луиса Борхеса (может быть, поэтому у него так много фанатов в Латинской Америке?). Как утверждает Петрович, его книги, в основном, читают в странах, чей литературный корпус оказал на него наибольшее влияние и сформировал его как писателя. К этим литературным истокам он относит русскую, французскую и испаноязычную литературу [2].

– Я думаю, что все еще учусь у сербских писателей. У Милорада Павича, Иво Андрича. Я думаю, нельзя написать хороший рассказ, не читая Чехова, – признался Горан журналистам из Екатеринбурга [3].

Писатель родился 1 июля 1961 года в Кралево – небольшом городке в округе Рашка центральной Сербии. Окончив гимназию, поступил на факультет филологии Белградского университета, где изучал югославскую и сербскую литературу.

На традиционный вопрос, когда он начал писать, Горан Петрович отвечает: «В свое время я хотел играть на барабане, быть фотографом» [4]. Потом почувствовал тягу к литературе и примерно в 1983 году начал публиковаться. Свой первый неудачный поэтический опыт описывает с присущей ему самоиронией: «Сначала я написал и опубликовал один-два рассказа в «Октябре» в Кралево, а затем несколько стихотворений. Два-три из них я отправил в журнал «Багдала». Мне стали присылать журнал, но стихи не публиковали. Через несколько месяцев я поблагодарил редактора письмом и отправил ему еще четыре или пять стихотворений. Реакция на мою благодарность была интересной — мне перестали присылать журнал. Потом я порвал свои стихи…» [5]. «Этот момент считаю очень важным в своей писательской жизни, так как сербская поэзия получила бы еще одного плохого поэта. То, что я не мог выразить в поэзии, стало важно для моей прозы» [6].

Первой книгой молодого автора стал сборник рассказов «Советы для облегчения жизни» («Савети за лакши живот», 1989). Она осталась практически незамеченной критиками. И лишь вторая – «Атлас, составленный небом» («Атлас описан небом», 1993) – принесла ему признание. «До тех пор, пока не вышел в свет “Атлас, составленный небом”, я не очень считал себя писателем» [7], – признается Горан Петрович. С момента выхода этой книги он вышел на свою собственную литературную стезю.

Следующим был сборник короткой прозы «Остров и окрестные рассказы» («Острво и околне приче», 1996). В него вошли рассказы, которые впоследствии выходили отдельными изданиями или публиковались в других сборниках. В русском переводе книга была издана в 2006 году (в конце статьи приведен список произведений Горана Петровича, которые размещены в рунете, частично даже в свободном доступе).

Писательский труд не был основным источником дохода: на жизнь приходилось зарабатывать разными способами. Горан работал в Кралево на местном вагоностроительном заводе, на фабрике «Магнохром», библиотекарем в филиале городской библиотеки в Жиче, расположенной рядом со знаменитым монастырем, главным редактором журнала «Хартия» («Повеља») Народной библиотеки им. Стефана Первовенчанного в Кралеве (главной библиотеки округа) и редактором издания «Официальный вестник» («Службены гласник»).  

В основе каждого яркого самовыражения лежит жизненный и духовный опыт человека. Источник вдохновения для Горана Петровича – удивительная атмосфера родного города. Это видно по его книгам, об этом он сам говорит на встречах с читателями.

Поселение Кралево было основано в XIV веке. В период османского ига город назывался Карановац. Главной достопримечательностью Кралева является монастырь Жича, основанный в XIII столетии святителем Саввой Сербским и его братом – королем Сербии Стефаном Первовенчанным. Построенная в начале XIII века обитель стала для сербов национальной святыней – с него началась автокефальная (самостоятельная) сербская церковь. Здесь короновали первых государей. Всего здесь было венчано на престол 19 сербских правителей, последний раз в начале ХХ века. Жича – единственный в христианском мире монастырь, который не имеет крепостной стены. Сколько ни разрушали храм Святого Спаса (последний раз Жичу бомбили американцы в апреле 1999 года), его неизменно отстраивали заново. Во время турецкого владычества монашеская жизнь в Жиче практически полностью остановилась, все святыни монастыря были разграблены, и жизнь в нем замерла на несколько столетий.

Одна из трагических страниц истории обители стала основой сюжета самого известного романа Петровича – «Осада церкви Святого Спаса» («Опсада цркве Светог Спаса», 1997). В его основу положены события начала XIII века – разорение монастыря войсками болгар и куманов (так западноевропейские источники именовали половцев).

Суть сюжета сводится к тому, что «многострашный» болгарский князь Шишман пытается захватить Жичу, чтобы получить бесценную реликвию – перышко ангела от волшебного плаща из десяти тысяч перьев, каждое из которых обладает особыми свойствами. Это перышко первый архиепископ сербский Сава получил от византийского императора, а теперь его прячет в своей бороде игумен монастыря, бережно охраняя от людских глаз. Молитвами насельников монастырь поднялся в воздух, но враг оказался сильнее, и обитель была захвачена.

Действие романа протекает параллельно в тринадцатом и двадцатом столетиях, в «реальности» и мире сновидений. Для жанра, в котором написан этот роман, сложно подобрать синоним, – я бы определила его как смесь мифологии, философской притчи и исторического фэнтези. Впрочем, имеется и готовый термин – мистический реализм.

Приведу небольшой фрагмент:

«– Попадет душа в горний мир или в дольний мир мертвых, зависит, должно быть, и от того, что эта душа заслужила своей жизнью?

– Да, конечно, – подтвердил Богдан. – У каждого человека есть своя горлица и свой ворон. Как он о них при жизни заботился, так в смертный час они ему и отплатят. Разумеется, тот, кто при жизни откармливал своего ворона, вряд ли должен ждать, что в решающий момент одержит верх росшая без внимания горлица…<…> Мы действительно живем любовью, ненавистью, храбростью, трусостью, правдой, ложью… Горлица не любит ненависть. Ворон не притрагивается к любви. <…>

И ничто больше не могло догнать ответ Богдана. Его слова пускали ветки, которые тут же покрывались листьями. Совсем немногого не хватало, чтобы даже чучела птиц взлетели со шкафов, стоящих в аудитории, настолько живо колыхалась крона его речи, неодолимо маня своим размахом все живое, имеющее крылья». 

За «Осаду церкви Святого Спасителя» писатель в 1997 году был удостоен награды «Меша Селимович», присуждаемой за лучший роман года.

В одном из интервью Горан Петрович сказал: «Только после четвертой книги прозы я признался себе, что я писатель». Этой четвертой книгой стал роман «Книга с местом для свиданий» («Ситничарница „Код срећне руке“, 2000), за который автору была присуждена самая престижная сербская литературная награда – премия журнала «НИН».

Ответ на вопрос, чем покорили читателей первые произведения Горана Петровича, содержится в рецензии Милорада Павича: ««Его книги… можно назвать самыми редкими по своему вкусу плодами, выросшими сегодня в саду сербской литературы. В них проявилась сила и фантазия того поколения, которое беззлобно и радостно сопротивляется данной ему реальности мира и противопоставляет себя разрушению и смерти, которые завладели Балканами и нашими судьбами в начале 90-х годов…» »[8].

Последующие годы были весьма плодотворны: одна за другой выходили новые книги: сборник рассказов «Ближний» («Ближњи», 2002); собрание коротких текстов «Все, что я знаю о времени» («Све што знам о времену», 2003); драма «Паром» («Скела», 2004); сборник лирических миниатюр «Различия» («Разлике», 2006), роман «Под облупившимся потолком» («Испод таванице која се љуспа», 2010).

Кстати, за роман «Под облупившимся потолком» Горану Петровичу была присуждена литературная премия «Лаза Костич». Это особая награда «за лучшее литературное достижение, опубликованное между двумя книжными салонами Нови Сада». В феврале 2011 года на XVII Международном книжном салоне в Нови Саде награду писателю вручил директор книжной ярмарки Горан Васич в рамках Фестиваля «Дни Лазы Костича»[9].

Параллельно с выходом книг произведения «одного из главных и самого тиражного писателя Сербии» адаптировались для театральной сцены, радио и телевидения, неизменно вызывая широкий общественный резонанс. В 2002 году был поставлен спектакль «Осада церкви Святого Спаса» в Национальном театре города Сомбор (сценарий и постановка Кокана Младеновича). В 2004 году в Национальном театре Белграда была поставлена драма «Паром» (сценарий автора, режиссер Кокан Младенович). На Радио Белграда в 2007 году состоялась премьера радиодрамы «Богородица и другие видения» (сценарий Сани Милич, режиссер Надя Янетович). По главному телеканалу Сербии RTS в 2008 году прошел телевизионный фильм «Ближний» (сценарий автора, режиссер Мишко Милоевич). В 2011 году на Радио Нови Сад прозвучала радиодрама по рассказу «Над пятью потрескавшимися цветочными горшками» из сборника «Различия» (сценарий и постановка Страхини Младенович). 12 марта 2011 года в Театре в подвале «Ателье 212» в Белграде состоялась премьера драмы «Гайка» (сценарий автора, постановка Рахима Бурхана).

Накануне премьеры «Гайки» Горан Петрович дал интервью программе новостей национального канала «Культура», в котором признался: «Мне было нелегко, это не мое поле. Придется написать еще несколько пьес, чтобы почувствовать себя драматургом». Сюжет пьесы, на первый взгляд, незатейлив: прапорщик Гаврилович добровольно покинул квартиру и ушел в подвал со своими «ящиками», уступив место сыну, который приехал с семьей в качестве беженца. Но читателя и зрителя пьеса заставляет задуматься об отвергнутых людях и вещах, о том, что прежняя система ценностей разрушена, а новая не создана. «Гайка» – это не жалость к старому, а вопрос, где находится мера между прошлым и будущим. Мы становимся бессердечным обществом, ослепленным светом рекламы и прожекторов. Но, несмотря на такое количество «света», нам редко удается распознать и увидеть то, что нам нужно» [10].

Название пьесы символично: это одновременно и «гайка» – деталь, без которой не может работать велосипед ее героя, и «матрица» – первопричина. «Я стараюсь предупредить читателя и зрителя, что мир на самом деле состоит из деталей. Мы склонны очень легко отвергать все, что, помимо прочего, делает нас такими, какие мы есть. Вы идете на блошиный рынок и видите, какие книги выбрасываются... Чьи-то жизни и воспоминания упакованы в две или три коробки, которые отправляются в чулан, подвал и в итоге достигают контейнера. И у каждой из этих коробок есть история».

С 2012 года Горан Петрович является членом-корреспондентом Сербской академии наук и искусств (Српска академија наука и уметности, сокращенно САНУ), с 2018 года – ее действительным членом. В этой организации он занимает ряд высоких должностей: член Экспертного совета Аудиовизуального архива и Центра оцифровки САНУ, член Академического комитета по культуре и искусству. Параллельно является президентом образовательного учреждения Фонда Николы Траккови, председателем правления Фонда Бранко Чопича, членом правления фонда Иво Андрича, состоит в профессиональных ассоциациях – Сербском литературном обществе, Сербском ПЕН-центре.

В 2019 году Горан Петрович «за дело всей своей жизни» – литературное творчество получил Гран-при международной премии Института имени Иво Андрича, который возглавляет Эмир Кустурица. Вручение этой награды – свидетельство признания творчества писателя вкладом в мировое литературное наследие [11].

В последние годы писатель проживает в Белграде, но часто приезжает в Кралево. Встречи с земляками проходят либо в библиотеке, либо в городской администрации и всегда собирают большую аудиторию.

На одной из встреч Петрович сказал: «До недавнего времени я думал, что в жизни писателя есть три этапа. Первый – когда ваши рукописи читают самые близкие люди, поэтому, поскольку они вас любят, у них нет сил сказать что-то, даже если им что-то не нравится. Второй – когда люди, которых вы не знаете, начинают вас читать, в том или ином городе Сербии. И третий, когда ваши книги начинают переводить и читать люди за десять тысяч километров отсюда, другого языка, другой религии. Однако оказалось, что есть четвертая ступень, и это признание в родном городе».

На вопрос о текущих творческих планах он ответил: «Много лет, конечно, с перерывами я работаю над обширной рукописью, своеобразным венком всех моих романов, которую можно будет читать по порядку и по отдельности» [12].

Так что впереди нас ждут новые встречи!

Примечания:

  1. На 2019 год: Литературная стипендия Фонда Борислава Пекича, «Просветина», «Меша Селимович», Премия журнала «НИН», «Виталова» награда (Золотой подсолнух), «Рачанска повеља» за вклад в изучение сербской литературы, Октябрьская премия города Кралево за достижения в культуре, Награда Народной библиотеки Сербии за самую читаемую книгу года, премия «Борисав Станкович» за лучшую книгу прозы, писательская премия «Светозар Чорович», Награда академии «Иво Андрич» за литературные достижения, Награда книжной ярмарки Нови Сада «Лаза Костич», «Кочићева књига» (Литературная премия Фонда «Петар Кочич»), «Золотой крест царя Лазаря», «Вељкова голубица» за лучшую прозу, Гран-при международной премии имени Иво Андрича за совокупное литературное творчество, «Григорије Божовић» за произведение, написанное в духе Григория Божовича.
  2. Дугалић Мирољуб. Признање суграђана Горану Петровићу [12.02.2019] // http://www.politika.rs/scc/clanak/422536/Priznanje-sugradana-Goranu-Petrovicu.
  3. Холкин Станислав, Дьячук Юлия. Горан Петрович из города Кралево: Интервью // Урал. – 2006. – № 6. То же: https://magazines.gorky.media/ural/2006/6/goran-petrovich-iz-goroda-kralevo-intervyu.html.
  4. Петрович Горан: Современная цивилизация в целом нереальна: интервью украинскому СМИ ZAXID.NET [25.11.2007, Перевод с украинского: Александр Хохулин] // https://zaxid.net/goran_petrovich_sovremennaya_tsivilizatsiya_v_tselom_nerealna_n1188459.
  5. Дугалић Мирољуб. Указ. соч.
  6. Холкин Ст., Дьячук Ю. Указ. соч.
  7. Там же.
  8. Павич Милорад. О Горане Петровиче, травинке из рукописи и нездешних мечтах: [предисловие к книге] // Горан Петрович. Атлас, составленный небом. – Санкт-Петербург: Амфора, 2005. – С. 5-6.
  9. Goranu Petroviću nagrada "Laza Kostić" [22.02.2011] // https://www.blic.rs/kultura/vesti/goranu-petrovicu-nagrada-laza-kostic/ttc7db6.
  10. 10. Strugar Vukica. Goran Petrović: Život u tri kutije [09.03. 2011] // https://www.novosti.rs/vesti/kultura.71.html:322268-Goran-Petrovic-Zivot-u-tri-kutije.
  11. Божовић Јелена. "Велика награда Иво Андрић" Горану Петровићу и Рајку Петрову Ногу [27.01.2019] // https://www.rts.rs/page/stories/ci/story/8/kultura/3400765/velika-nagrada-ivo-andric-goranu-petrovicu-i-rajku-petrovu-nogu.html.
  12. Дугалић Мирољуб. Указ. соч.

Список публикаций Горана Петровича на русском языке:

В журнальном варианте:

- Атлас, составленный небом // Иностранная литература.  – 1997 – № 6.

- Рассказы // Иностранная литература. – 2000. – № 9.

- Киносеанс // Иностранная литература. –  2005. – № 10.

- Снег, следы… Фрагменты ещё не написанного романа: роман // Иностранная литература. –2015. – № 11. [Номинировался на премию «Ясная Поляна»].

В книжном и электронном варианте:

- Атлас, составленный небом (Санкт-Петербург: Амфора, 2005. Перевод: Лариса Савельева, 311 с.).. Книга доступна по ссылке:

// https://knijky.ru/books/atlas-sostavlennyy-nebom.

- Книга с местом для свиданий (Санкт-Петербург: Амфора, 2005. Перевод: Лариса Савельева, 416 с.). Доступна на livelib.ru:
https://www.livelib.ru/book/1000101603-kniga-s-mestom-dlya-svidanij-goran-petrovich

- Осада церкви Святого Спаса (Санкт-Петербург: Амфора, 2005. Перевод: Лариса Савельева, 510 с.). Доступна в электронной библиотеке «ЛитРес» и на livelib.ru:

https://www.livelib.ru/book/1000101604-osada-tserkvi-svyatogo-spasa-goran-petrovich

- Остров и окрестные рассказы (Санкт-Петербург: Амфора, 2006. Перевод: Лариса Савельева, 272 с.). На livelib.ru:
https://www.livelib.ru/book/1000158319-ostrov-i-okrestnye-rasskazy-sbornik-goran-petrovich

            В содержании: Остров и окрестные рассказы: Шесть листиков бессмертника. Тростинка. Луна над блюдом. Из хроники тайного общества. Слова. Рассказ. Поющая женщина. Памятник. Остров; Ближний: Картинки с выставки. Три осени и самое начало зимы. Штора. Случай на Балканской. Гайка. Важная тайна. На отмели. Все, что я знаю о времени. Ближний.

- Различия: сборник (Санкт-Петербург: Амфора, 2010. Перевод: Лариса Савельева, 256 с.).

На livelib.ru: https://www.livelib.ru/book/1000442517-razlichiya-sbornik-goran-petrovich

В содержании: Найди и обведи. Последний киносеанс. Над пятью потрескавшимися цветочными горшками. Богородица и другие видения. Между двумя сигналами.

Составитель:

Действительный член общества «Нижегородский краевед» Татьяна Вадимовна Кучерова.

Сентябрь 2021
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
30 31 1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 1 2 3

.